3.8.5.9 Synfig Studio — создание векторной анимации
Скачать документУстановка
Описание программы
Первоначальная настройка
Работа в программе
Функция связывания
Движение
Шкала времени
Ключевые кадры
Просмотр анимации
Рендеринг
Окружение
- Версия РЕД ОС: 8
- Конфигурация: Рабочая станция
- Версия ПО: synfigstudio-1.4.0-1
Synfig Studio — это свободное программное обеспечение для создания векторной 2D анимации.
Анимация — это быстрый показ последовательности изображений, создающий иллюзию движения. Традиционно 2D анимация создавалась путём рисования каждого изображения отдельно. Такие изображения называются «кадры» (также используется термин «фреймы»), а сам этот метод называется «покадровая анимация». Но создание иллюзии "живого" движения требует большого количества кадров (обычно 24 кадра в секунду), поэтому метод покадровой анимации очень медленный и требует много времени и ресурсов.
Synfig Studio использует две технологии создания кадров:
Morphing animation — морфинг;
Cutout animation — перекладная анимация.
Морфинг создаёт плавный переход между двумя изображениями, это достигается путём преобразования одной формы в другую, часто с использованием специальных точек-фиксаторов. Для векторных изображений Synfig Studio делает эти переходы автоматически, анимация создаётся просто подстановкой изображения в ключевых позициях, находящихся на сравнительно больших промежутках времени. Художник создаёт столько кадров, сколько необходимо, чтобы получить основу движения анимационной сцены, о создании промежуточных кадров позаботится Synfig.
Перекладная анимация заключается в разделении объекта на составные части и простого их изменения (например, перемещения, вращения и изменения размера) в разных позициях времени анимации. Synfig Studio использует эти позиции и создаёт плавные переходы между каждой из них. Перекладная анимация может быть создана с использованием как растровых, так и векторных изображений.
В обоих случаях задачей Synfig Studio является заполнить пробелы между так называемыми "ключевыми кадрами", чтобы получилась плавная анимация. Этот процесс называется "фазовка" или "твининг" (tweening), хотя фазовка — не единственное достоинство Synfig Studio.
Вы можете подробнее ознакомиться с работой в Synfig Studio, просмотрев наши обучающие видео:
на RuTube — Создание анимации с помощью Synfig Studio;
в Яндекс.Дзен — Создание анимации с помощью Synfig Studio;
в VK Видео — Создание анимации с помощью Synfig Studio.
На наших каналах вы также сможете найти много другой полезной информации.
Установка
Установить программу можно либо через графический менеджер пакетов, либо через терминал.
Для установки программы через графический менеджер пакетов dnfdragora перейдите в «Главное меню» — «Администрирование» — «Управление пакетами dnfdragora», выполните поиск необходимого пакета по ключевому слову «synfig studio» и отметьте флагом пакет последней версии. После этого нажмите кнопку «Применить» и дождитесь окончания установки пакетов.
Для установки программы через терминал перейдите в сеанс пользователя root:
su -
и выполните команду:
dnf install synfigstudio
Дальнейшая работа в программе выполняется от локального пользователя.
После установки программа будет доступна из «Главного меню» - «Графика» - «Редактор 2D анимации Synfig Studio».
Описание программы
Окно программы выглядит следующим образом:
1. Основное меню программы — здесь доступны настройки программы и действия для работы над проектом.
2. Панель инструментов — основные действия над проектом: открытие файлы, выбор инструменты, изменение цвета и т.д.
3. Холст — рабочая область программы, где создается анимация.
4. Панели Навигатор, Параметры инструментов и Слои — используются для создания эффектов будущей анимации.
5. Панель параметров и отслеживания времени — здесь можно найти подробные параметры и настройки для активного элемента, такие как цвет, ширина, непрозрачность, местоположение и т.д. Справа находится панель Отслеживания времени, которая позволяет создавать и изменять ключевые точки.
Первоначальная настройка
Для первоначальной настройки документа установите необходимый размер холста. Для этого перейдите в пункт меню Правка — Настройки, далее выберите раздел Документ.
В качестве примера размер холста будет установлен 1280х1024 пикс. Нажмите ОК для применения изменений.
Для масштабирования холста нажмите и удерживайте клавишу Ctrl и вращайте колесо мыши. Масштабирование также доступно из пункта меню Вид — Увеличить / Уменьшить или использованием функции Наилучшее заполнение.
Для сохранения внесенных в проект изменений выберите пункт меню Файл — Сохранить. В окне сохранения необходимо ввести имя файла, затем нажать кнопку «Сохранить».
Работа в программе
В Synfig Studio изначально включен «режим рисования», в котором создаются и изменяются изображения. Однако эти изменения не будут преобразованы в анимацию. В данном режиме объекты подготавливаются.
Для примера будут нарисованы два круга, для этого на Панели инструментов (2) выберите инструмент Окружности.
Для изменения размера фигуры или перемещения ее на холсте выберите Инструмент трансформации на Панели инструментов, щелкните по объекту и двигайте управляющие точки. Точка в центре фигуры — для перемещения, точка на границе фигуры — для изменения размера.
Если необходимо выделить несколько объектов, щелкайте по ним мышью, удерживая клавишу Ctrl.
Функция связывания
Когда необходимо, чтобы у нескольких объектов был одинаковый размер, можно применить функцию связывания. Для этого выберите нужные объекты, выделите их точки радиуса (на границе фигуры), затем нажмите по любой из выделенных точек ПКМ и в контекстном меню выберите пункт «Связь». После этого точки радиуса фигур будут зависеть друг от друга — при изменении радиуса одной окружности автоматически будет изменяться радиус и у другой.
Связывание является фундаментальной концепцией Synfig. Вы можете создавать связи не только между управляющими точками, но и между параметрами.
Движение
Для того чтобы любые изменения объектов были обработаны как анимация, необходимо переключиться в соответствующий режим. Для этого в программе Synfig Studio предназначена зеленая кнопка «Включить режим редактирования анимации».
После нажатия на кнопку вокруг холста появляется красная рамка, а на кнопке переключения будет изображен красный человек. Для выхода из режима анимации достаточно еще раз нажать на эту же кнопку.
Шкала времени
Эффект анимации является результатом быстрой смены похожих изображений. Любые изменения протекают во времени, поэтому в Synfig предусмотрена панель «шкала времени». Похожая панель есть в большинстве программ для анимации, однако называться она может по-разному. Шкалу времени можно сравнить с кинолентой или фотопленкой, где в каждом кадре может быть запечатлено какое-нибудь изображение.
На шкале присутствуют деления, более крупные из которых помечены как 0f, 24f, 48f и т.д.
F – это сокращение от frame (кадр), а s – от second (секунда).
В каждой секунде 24 кадра (задано «по-умолчанию», но вы можете изменить этот параметр в Настройках). Если щелкнуть в любом месте шкалы, то вы увидите линию, указывающую текущий кадр, также он будет указан в нижнем левом углу рабочей области.
Ключевые кадры
Ключевой кадр — это изображение, на котором фиксируется положение объектов в определенный момент времени, поэтому необязательно прорисовывать каждый кадр. Достаточно указать программе начальное и конечное «состояние» объекта, все остальное программа попытается вычислить сама.
Начальное и конечное положение фиксируется в ключевых кадрах. Однако, в большинстве случаев, таких кадров бывает намного больше двух, т. к. при достаточно сложном изменении объекта программа не может корректно вычислить траекторию и характер изменения.
Для работы с ключевыми кадрами перейдите на Панель параметров (5) и откройте на вкладку с изображением ключа.
Здесь с помощью кнопки со знаком «+» можно добавлять ключевые кадры. В этих кадрах будет зафиксировано изменение фигуры, а в остальных — оно будет вычислено.
Перейдите на ползунке времени в позицию «24f» и измените положение фигуры. Добавьте ещё один ключевой кадр, щёлкнув на кнопку со знаком «+».
Повторите операцию для значения «48f» на шкале времени, измените положение и, для примера, размер. Должно получиться три ключевых кадра.
Благодаря позициям круга на различных ключевых кадрах, Synfig может понять, какое движение вы хотите получить (передвинуть круг, в частности), и дорисовать промежуточные изображения между этими состояниями. Каждое изображение будет составлять кадр вашей анимации, и, в конечном итоге, круг будет двигаться.
Просмотр анимации
Просмотреть созданную анимацию можно несколькими способами:
зажав левую кнопку мыши и передвигая ею по шкале времени;
нажав кнопку «Воспроизвести» в рабочей области ( );
воспользовавшись функцией предварительного просмотра (Файл — Предварительный просмотр).
Рендеринг
Для того чтобы сохранить файл, достаточно выполнить стандартную операцию сохранения. При этом будет сохранен файл в формате программы Synfig; другими словами, будут сохранены данные, описывающие определенным способом объекты и их изменения.
Чтобы получить изображение, необходима специальная программа (ее включают многие графические процессоры, в том числе и Synfig Studio), осуществляющая преобразование, в данном случае, векторного изображения в растровое. Процесс получения изображения называется рендерингом (от англ. rendering). Можно сказать, что во время этого процесса происходит визуализация изображения.
Однако требуется сохранить не простой рисунок, а анимацию (множество изображений). Она может храниться во многих форматах (видеоформатах и формате flash-анимации), в том числе и одном графическом — GIF. В нем и будет сохранена созданная анимация.
Для того чтобы вызвать окно рендеринга в Synfig Studio, необходимо выбрать пункт меню Файл — Визуализация. Откроется соответствующее диалоговое окно.
Поле Имя файла указывается место сохранения и имя файла (с расширением); кнопка «Выбрать...» вызывает диалоговое окно выбора папки.
Выпадающий список «Цель» позволяет выбрать формат публикации. Выберите «gif».
Вкладка «Изображение» управляет размерами и некоторыми другими параметрами изображения.
На вкладке «Время» можно настроить количество кадров в секунду, начало и окончание анимации.
Нажмите кнопку «Визуализация» для запуска процесса рендеринга, который может длиться от нескольких секунд до достаточно продолжительного времени (в зависимости от сложности анимации и мощности компьютера). Прогресс рендеринга можно увидеть во вкладке «Инфо» Панели навигации.
Дата последнего изменения: 24.09.2024
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.