2.9.9.9 Управление пользователями с помощью графической утилиты system-config-users
Скачать документ Установка
Обзор программы
Добавление нового пользователя
Свойства пользователя
Добавление новой группы
Свойства группы
Фильтры
Сортировка
Системные пользователи и группы
Удаление пользователей
Удаление групп
Окружение
- Версия РЕД ОС: 7.3
- Конфигурация: Рабочая станция
- Версия ПО: system-config-users-1.3.8-8
system-config-users — графическая утилита для управления пользователями в РЕД ОС. Утилита предоставляет различные функции администрирования пользователей, включая создание, удаление и изменение учетных записей пользователей, управление паролями, настройку прав доступа, а также администрирование групп пользователей.
Вы можете подробнее ознакомиться с работой утилиты system-config-users, просмотрев наши обучающие видео:
на RuTube — Графическое управление пользователями в РЕД ОС 7.3;
в Яндекс.Дзен — Графическое управление пользователями в РЕД ОС 7.3;
в VK Видео — Графическое управление пользователями в РЕД ОС 7.3.
На наших каналах вы также сможете найти много другой полезной информации.
Установка
По умолчанию утилита предустановлена в РЕД ОС 7.3, однако если по каким-либо причинам утилита отсутствует в вашей системе, установить ее можно либо через графический менеджер пакетов, либо через терминал.
Для установки программы через графический менеджер пакетов dnfdragora перейдите в «Главное меню» — «Администрирование» — «Управление пакетами dnfdragora», выполните поиск необходимого пакета по ключевому слову «system-config-users» и отметьте флагом пакет последней версии. После этого нажмите кнопку «Применить» и дождитесь окончания установки пакетов.
Для установки программы через терминал перейдите в сеанс пользователя root:
su -
и выполните команду:
dnf install system-config-users
Дальнейшая работа в программе выполняется с правами администратора системы или суперпользователя root.
После установки программа доступна из «Главного меню» — «Администрирование» — «Управление пользователями» или через терминал с помощью команды:
system-config-users
Обзор программы
Главное окно программы выглядит следующим образом:
1. Основное меню программы − содержит все доступные действия для работы в программе.
2. Панель инструментов − содержит главные операции для работы, такие как создание пользователя, создание группы, свойства, удаление, обновление списков и вывод справки.
3. Фильтр поиска − для быстрого поиска пользователей или групп.
4. Непосредственно список пользователей и групп. В окне программы доступно 2 вкладки:
вкладка «Пользователи» − для управления пользователями (открыта по умолчанию);
вкладка «Группы» − для управления группами.
Для просмотра списка локальных пользователей системы перейдите на вкладку Пользователи. Для просмотра локальных групп системы перейдите на вкладку Группы.
Добавление нового пользователя
Для добавления нового пользователя нажмите «Добавить пользователя». В открывшемся окне введите имя пользователя (логин) и полное имя нового пользователя (ФИО) в соответствующие поля. Задайте пароль пользователя в поле «Пароль» и повторите заданный пароль в поле «Повторите пароль» с целью избежания ошибок и опечаток. Пароль должен содержать не менее 6 символов.
В целях безопасности учетной записи рекомендуется использовать сложный и длинный пароль.
Не рекомендуется использовать пароли, основанные на простых словах и последовательностях. Используйте комбинации различных букв, цифр и специальных символов.
Выберите оболочку. Если вы не уверены, какая оболочка нужна, оставьте значение по умолчанию − /bin/bash.
Домашний каталог пользователя по умолчанию будет расположен в /home/<username>/. Можно изменить домашний каталог или не создавать его, сняв флаг с параметра «Создать домашний каталог».
Если создание домашнего каталога было подтверждено, по умолчанию в него будут скопированы конфигурационные файлы из каталога /etc/skel/.
По умолчанию также используется схема user private group (UPG) − создание частной группы пользователя. Это означает, что каждый раз при создании нового пользователя, создаётся новая группа с таким же именем. Если такую группу создавать не требуется, снимите флаг с поля «Создать частную группу для пользователя».
Чтобы указать специальное значение ID для пользователя, активируйте пункт «Указать ID пользователя вручную». Если параметр не активен, для пользователя будет установлен следующий доступный пользовательский ID со значением выше 500. Пользовательские ID со значением ниже 500 зарезервированы для системных пользователей, поэтому не рекомендуется вручную присваивать значения ID от 1 до 499.
Нажмите «ОК» для создания нового пользователя.
Свойства пользователя
Для просмотра свойств существующих пользователей на вкладке «Пользователи» выберите пользователя из списка и нажмите кнопку «Свойства» в основном меню или выберите пункт меню «Файл» − «Свойства». Будет открыто окно «Свойства пользователя».
Окно «Свойства пользователя» содержит несколько вкладок:
вкладка «Данные пользователя» − показывает основную информацию о настройках пользователя, указанную при его добавлении. Может быть использована для смены полного имени пользователя, пароля, домашнего каталога или системной оболочки.
вкладка «Учетная запись» — позволяет настроить доступ пользователя к системе. Для ограничения срока действия учетной записи активируйте соответствующее поле и введите срок истечения учетной записи. Для блокировки учётной записи пользователя и запрета входа пользователя в систему активируйте параметр «Локальный пароль заблокирован».
вкладка «Пароль» − отображает дату последнего изменения пароля. Для принудительной смены пароля можно ограничить срок действия пароля, активировав соответствующий параметр и указав необходимые значения в поле «Смена разрешена через (дней)». Для указания количества дней ДО истечения срока действия пароля впишите значение в поле «Смена требуется через (дней)». Дополнительно можно задать напоминание пользователю о смене пароля, указав значение в поле «Будет предупрежден за (дней)», а также количество дней, по истечении которых пароль будет заблокирован. Также в целях безопасности можно запросить смену выданного пользователю пароля при следующей его авторизации в системе, активировав параметр «Изменить пароль при следующей авторизации».
на вкладке «Группы» можно просмотреть и настроить основную группу пользователя и другие группы, в состав которых должен входить указанный пользователь.
Добавление новой группы
Для добавления новой группы нажмите «Добавить группу». Будет открыто окно «Новая группа». Введите имя новой группы.
Для указания собственного ID новой группы, активируйте параметр «Указать ID группы вручную» и выберите GID. Обратите внимание, что номера GID со значениями менее 500 зарезервированы для системных групп.
Нажмите «OK» для создания группы. Новая группа будет добавлена в список групп.
Свойства группы
Для просмотра свойств существующей группы выберите группу из списка и нажмите на панели инструментов «Свойства» или выберите пункт меню «Файл» − «Свойства».
В свойствах группы доступны две вкладки:
вкладка «Данные группы» − позволяет изменить имя группы;
вкладка «Члены группы» − отображает пользователей и членов выбранной группы. Здесь можно добавить или удалить пользователя из группы.
Нажмите «OK» для сохранения изменений.
Фильтры
Для поиска определённого пользователя или группы начните вводить первые символы имени в поле «Фильтр поиска». Нажмите Enter или «Применить фильтр» для вывода результата поиска.
Сортировка
Для сортировки имён пользователей или групп щёлкните по заголовку столбца. Имена пользователей или групп будут упорядочены.
Системные пользователи и группы
Пользовательские ID со значением менее 500 зарезервированы для системных пользователей. По умолчанию Менеджер пользователей не отображает системных пользователей. Для отображения всех пользователей системы выберите пункт меню «Правка» − «Параметры» и в открывшемся окне снимите флаг с пункта «Скрыть системных пользователей и группы».
Удаление пользователей
Для удаления пользователя выберите нужного пользователя из списка и нажмите «Удалить» или выберите пункт меню «Файл» − «Удалить». Для подтверждения удаления пользователя, а также удаления его домашнего каталога (при наличии), буфера почты и прочих временных файлов, нажмите «Да».
Удаление групп
Для удаления группы выберите нужную группу из списка и нажмите «Удалить» или выберите пункт меню «Файл» − «Удалить».
Если в группе находятся пользователи будет выведено информационное сообщение о невозможности удаления группы.
Если в группе нет ни одного пользователя, будет выведено окно запросом подтверждения удаления группы. Для подтверждения операции нажмите «Да».
Для подтверждения удаления пользователя, а также удаления его домашнего каталога (при наличии), буфера почты и прочих временных файлов, нажмите «Да».
Дата последнего изменения: 05.11.2024
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.