Установка Первоначальная настройка Смена языка Описание программы Горячие клавиши Пример работы
Окружение
Blender — профессиональное свободное и открытое программное обеспечение для создания трёхмерной компьютерной графики, 3D-моделирования, анимации и рендеринга. Она широко используется пользователями по всему миру благодаря своим широким возможностям и гибким инструментам, которые позволяют создавать высококачественные модели и анимации.
К основным преимуществам можно отнести:
Широкий набор инструментов для моделирования: Blender обладает различными инструментами для 3D-моделирования, включая возможности скульптинга, создания поверхностей и многопатчевого моделирования. С помощью Blender можно создавать разнообразные модели — от персонажей до архитектурных объектов;
Рендеринг и анимация: программа предлагает инструменты для создания анимации, способные обработать различные анимационные эффекты, рендеринг в высоком разрешении и создание визуальных эффектов;
Модульная система: Blender обладает модульной структурой, что позволяет расширять его функциональность за счёт добавления дополнительных плагинов и скриптов;
Горячие клавиши для быстрого доступа к функциям;
Нгоны — сетка модели, состоящая из многоугольников;
UV-развёртка — процесс создания 2D-поверхности из готовой 3D-модели для того, чтобы раскрасить эту поверхность и нанести на нее текстуру;
Поддержка разных форматов файлов: ABC, USD, OBJ, FBX, PLY, STL, PNG, WebP, JPEG, MPEG, AVI, DV;
Активное сообщество: Blender имеет широкое сообщество пользователей, которые активно поддерживают и развивают программу. Это означает, что доступен большой объем обучающих материалов, руководств и документации, а также множество форумов и сообществ, где можно общаться с другими пользователями, делиться опытом и узнавать новые методы работы с программой.
Установить программу можно либо через графический менеджер пакетов, либо через терминал.
Для установки программы через графический менеджер пакетов dnfdragora перейдите в «Главное меню» — «Администрирование» — «Управление пакетами dnfdragora», выполните поиск необходимого пакета по ключевому слову «blender» и отметьте флагом пакет последней версии. После этого нажмите кнопку «Применить» и дождитесь окончания установки пакетов.
Для установки через терминал необходимо перейти в сеанс пользователя root:
su -
и выполнить команду:
dnf install blender
Дальнейшая работа в программе выполняется от локального пользователя.
После установки запустить программу можно через «Меню» — «Графика» — «Blender».
После установки и первого запуска появляется меню быстрой настройки, в котором есть возможность поменять язык, тему, назначить функцию клавише «Пробел», а также ряд других функций. Рекомендуется оставить настройки по умолчанию, если вы не хотите их менять. Здесь также можно настроить и горячие клавиши.
Если в процессе работы с Blender требуется изменить настройки языка или персонализации, это можно сделать, перейдя в меню «Edit» (1) — «Preferences…» (2).
Откроется окно настройки. Перейдите на вкладку «Interface», найдите пункт «Language» в настройках и выберите «Русский язык».
Язык изменится на «Russian (Русский)».
Если требуется оставить интерфейс на английском языке, а подсказки перевести на русский, снимите флаг с пункта «Interface» и оставьте установленным флаг «Tooltips» («Подсказки»).
После запуска Blender и закрытия экрана-заставки окно программы должно выглядеть так, как показано на изображении ниже.
Рассмотрим основные элементы интерфейса программы Blender.
Меню содержит основные команды и настройки для доступа ко многим важным функциям программы.
Рабочие пространства включают в себя панели и инструменты для моделирования, анимации, компоновки сцены и других этапов работы.
Сцены и Слои позволяют организовать проекты и управлять сложными сценами, группируя объекты по уровням видимости и доступности.
Рабочие пространства, состоящие из областей, которые можно свободно перемещать, изменять размеры и комбинировать.
Панель состояния отображает контекстную информацию, такую как активные горячие клавиши, сообщения об ошибках и статистика.
Окно Blender разделено на несколько областей, которые резервируют место для редакторов, каждый из которых предоставляет определенную функциональность.
Области сгруппированы в рабочие пространства, предназначенные для выполнение конкретных задач (моделирование, анимация и т. д.).
Каждый редактор в Blender разделён на регионы, которые могут включать дополнительные элементы структурирования, такие как вкладки, панели с кнопками, элементы управления и виджеты.
Основные части региона:
1. Заголовок – располагается в верхней части области, служит контейнером для меню и часто используемых инструментов.
2. Основная область – центральная и наиболее важная часть редактора.
3. Панель инструментов – содержит набор интерактивных инструментов.
4. Боковая панель – включает настройки объектов внутри редактора, а также параметры самого редактора.
Вкладки предназначены для управления перекрывающимися разделами в пользовательском интерфейсе. Первая вкладка при открытии Blender — Layout.
Одновременно отображается содержимое только одной вкладки. Заголовки вкладок располагаются вертикально или горизонтально и служат для переключения между ними.
На верхней панели располагаются горизонтальные вкладки.
В заголовке вертикальных вкладок отображаются иконки вкладок в свойствах.
Наименьшая организационная единица в пользовательском интерфейсе — это панель. Заголовок панели показывает название панели. Он всегда виден. Некоторые панели также включают в себя подпанели (Панель выделена жёлтым цветом, а подпанель — красным).
Для ознакомления со всеми возможными функциями по работе с программным обеспечением Blender перейти по ссылке.
В Blender доступно более 100 горячих сочетаний клавиш. Полный список можно посмотреть здесь. Далее рассмотрим основные горячие клавиши, которые помогут быстрее освоить программу.
Клавиши
Действие
R
Вращение фигуры
T
Показать/скрыть панель инструментов
R + XX,YY,ZZ
Вращение вдоль локальных осей X, Y, Z
N
Показать/скрыть панель свойств
D + левая кнопка мыши
Нарисовать карандашом
G
Перемещение фигуры
Shift + D
Дублировать
Alt + H
Показать всё скрытое
Alt + D
Дублировать связанные файлы
Q
Открыть «Избранное»
Shift +
Замедление перемещения
RR
Свободное вращение
S
Масштабирование
H
Скрыть выделенное
Shift + A
«Добавить» в меню
Shift + H
Скрыть невыделенное
F3
Поиск по функциям в меню
1. Удаление куба.
Выделите куб и нажмите клавишу X — «Удалить».
2. Создание цилиндра.
Добавьте новый объект: «Shift + A» — «Меш» — «Цилиндр».
На сцене отобразится цилиндр.
3. Переключитесь в режим редактирования клавишей Tab.
4. Формирование чашки.
Выделите верхнюю грань цилиндра (3 — ЛКМ на верхней грани).
Нажмите S и масштабируйте ее.
Включите режим работы с гранями, нажав 3. Затем нажмите I и переместите указатель к центру грани.
Нажмите E, чтобы вытянуть грань, и опустите её вниз.
5. Коррекция формы в боковом виде.
Переключитесь на боковой вид, нажав 1 на цифровой клавиатуре (Numpad).
Включите режим полупрозрачности (Alt + Z) и опустите нижнюю часть (G).
Уменьшите размер ребер (S).
6. Формирование ручки.
Выделите две боковые грани (3 — Shift + ЛКМ на двух гранях).
Нажмите E и растяните грани в сторону.
Затем нажмите X, чтобы вытянуть грань вдоль оси X.
Выделите две противоположные грани будущей ручки для создания отверстия (Shift + ЛКМ).
Нажмите I, чтобы добавить внутреннюю грань.
Нажмите ПКМ — «Мост из граней».
7. Сглаживание формы.
Добавьте модификатор. Для этого перейдите в «Настройки модификаторов» — «Добавить модификатор».
Затем выберите в выпадающем меню «Генерация» (1) — «Подразделение поверхности» (2).
Установите значения: Уровни вьюпорта — 4, Рендеринг — 4.
8. Перейдите в режим Object Mode, нажав клавишу Tab. 3D-модель чашки готова.
Дата последнего изменения: 01.04.2025
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Нажимая «Отправить запрос», вы соглашаетесь с условиями обработки персональных данных.
Вы будете получать только актуальную информацию по обновлению безопасности
Подписываясь на уведомления, вы соглашаетесь с условиями обработки персональных данных.
На ваш почтовый адрес отправлено письмо с подтверждением подписки.