Установка Первый запуск Создание нового проекта Описание программы Проектирование пользовательского интерфейса Написание кода Запуск приложения Отладка приложения Основы программирования в Gambas
Окружение
Gambas — это интегрированная среда разработки и язык программирования. Gambas предназначен для создания различных программ, включая графические приложения, консольные утилиты и веб-приложения.
Основные возможности:
Преимущества для школьников и учителей:
Установить программу можно либо через графический менеджер пакетов, либо через терминал.
Для установки программы через графический менеджер пакетов dnfdragora перейдите в «Главное меню» — «Администрирование» — «Управление пакетами dnfdragora», выполните поиск необходимого пакета по ключевому слову «gambas» и отметьте флагом пакет gambas3-ide последней версии. После этого нажмите кнопку «Применить» и дождитесь окончания установки пакетов.
Для установки программы через терминал выполните команду (потребуются права администратора):
sudo dnf install gambas3-ide
Дальнейшая работа в программе выполняется от локального пользователя.
Для запуска программы откройте «Главное меню» — «Программирование» — «Gambas3» или введите в терминале:
gambas3
При первом запуске откроется окно с полезными советами. Для его отключения снимите флаг с пункта «Показать советы при старте».
При первом запуске Gambas появится окно менеджера проектов.
Здесь можно создать новый проект, нажав «Новый проект...» и выбрав шаблон проекта. Gambas предлагает несколько шаблонов на выбор, в том числе для настольных приложений, консольных приложений и библиотек.
Для создания нового проекта выполните следующий алгоритм действий:
1. Нажмите «Новый проект...».
2. Выберите тип проекта. Для наглядности в рассматриваемом примере выбран тип «Графическое приложение».
3. Выберите расположение проекта.
4. Укажите основные параметры и нажмите «ОК».
Среда разработки Gambas состоит из нескольких основных компонентов, включая менеджер проектов, редактор компонентов, редактор форм и редактор кода. В менеджере проектов можно управлять файлами и ресурсами проекта, а редактор компонентов позволяет добавлять и настраивать компоненты для приложения. Редактор форм используется для разработки пользовательского интерфейса приложения, а в редакторе кода можно писать код для приложения.
После установки Gambas и его первого запуска откроется главное окно среды разработки. Оно включает в себя несколько элементов для создания и редактирования программы.
Главное окно Gambas состоит из следующих частей:
1. Панель инструментов и меню — содержит кнопки для создания, сохранения, компиляции и запуска проектов.
2. Диспетчер проектов — показывает структуру проекта (формы, модули, изображения и другие файлы).
3. Визуальный редактор — позволяет создавать интерфейсы программ с помощью графических элементов.
4. Окно кода — здесь пишется программный код.
5. Область вывода и отладки — отображает ошибки, сообщения системы и результаты выполнения программ.
Для создания пользовательского интерфейса приложения откройте редактор форм, дважды щёлкнув по элементу «FMain» в менеджере проекта.
Редактор форм позволяет добавлять в окно приложения различные компоненты, такие как кнопки, метки, текстовые поля и многое другое.
Для добавления кнопки в приложение в панели инструментов выберите элемент «Button» и перетащите его на форму. Затем можно изменить размер и положение кнопки. Для изменения текста, отображаемого на кнопке, нужно перейти в редактор свойств и изменить свойство «Text».
После разработки пользовательского интерфейса приложения можно приступить к написанию кода, который сделает его интерактивным. Откройте редактор кода, дважды кликнув по нужному элементу интерфейса (в примере в качестве элемента интерфейса рассмотрена кнопка).
Gambas использует синтаксис, похожий на Visual Basic, что упрощает написание и понимание кода. Далее приведен пример простого обработчика событий нажатия кнопки, который выводит окно с заданным сообщением:
Public Sub Button1_Click() Message("Привет, мир!") End
где:
«Public Sub Button1_Click()» объявляет подпрограмму, которая выполняется при нажатии кнопки;
«Message("Привет, мир!")» вызывает всплывающее окно с сообщением «Привет, мир!»;
«End» обозначает конец подпрограммы.
Для запуска приложения нажмите кнопку «Выполнить» на панели инструментов в верхней части окна Gambas. Будет запущен процесс компиляции проекта. Если компиляция завершилась без ошибок, будет отображен пользовательский интерфейс, созданный в редакторе форм. После запуска можно взаимодействовать с приложением: нажимать кнопки, вводить текст в поля ввода и выполнять другие действия, предусмотренные созданной программой.
Если при запуске программы возникают ошибки или неполадки, можно воспользоваться встроенными инструментами отладки в Gambas для их диагностики и устранения.
Среда разработки Gambas включает встроенный отладчик, который позволяет пошагово выполнять код, просматривать переменные и объекты, а также устанавливать точки останова для приостановки выполнения в определённых местах кода.
Если программа завершится с ошибкой, внизу появится сообщение с описанием проблемы.
Далее будут рассмотрены базовые концепции языка Gambas, которые помогут создавать более сложные программы.
Переменная — это именованное хранилище данных в памяти компьютера.
Объявление переменной:
Dim <имя_переменной> As <тип>
Пример объявления переменной:
Dim variableName As String
Основные типы данных в Gambas:
Dim a As Integer = 10
Dim b As Float = 3.14
Dim name As String = "Иван"
Dim isStudent As Boolean = True
Присваивание значений переменной:
variableName = hello
Для вывода текста на консоль применяется команда Print:
Print "Текст, который нужно вывести"
Пример работы с переменными (для консольного приложения):
Dim age As Integer = 18 Dim name As String = "Анна" Print "Имя: "; name Print "Возраст: "; age
В Gambas переменные нужно объявлять перед использованием!
Операторы позволяют выполнять различные вычисления и операции.
Арифметические операторы:
Пример вычисления суммы:
Public Sub Button1_Click() Dim a As Integer = 5 Dim b As Integer = 10 Dim sum As Integer sum = a + b Message("Сумма: " & sum) End
Управляющие конструкции позволяют управлять потоком выполнения программы.
Условные операторы (If...Then...Else)
If...Then...Else
Public Sub Button1_Click() Dim age As Integer = 18 If age >= 18 Then Message("Вы совершеннолетний.") Else Message("Вы еще ребенок.") Endif End
Циклы позволяют автоматизировать повторяющиеся действия.
Цикл For — выполняет код заданное количество раз.
Public Sub Button1_Click() Dim i As Integer Dim result As String = "" For i = 1 To 5 result &= "Шаг: " & i & "\n" ' Добавляем текст в переменную с переносом строки Next Message(result) ' Покажет все шаги в одном окне End
Цикл While — выполняет код, пока условие истинно.
Public Sub Button1_Click() Dim count As Integer = 0 Dim result As String = "" While count < 3 result &= "Счетчик: " & count & "\n" count = count + 1 Wend Message(result) ' Покажет результат цикла в одном окне End
Public Sub ShowMessage() Message("Это сообщение из процедуры!") End
Public Function Square(n As Integer) As Integer Return n * n End Public Sub Button1_Click() Dim result As Integer result = Square(4) ' Вызываем функцию Message("Квадрат числа: " & result) ' Показываем результат в окне End
Пример простого приложения в Gambas:
' Объявление переменных Dim name As String Dim age As Integer ' Чтение данных с консоли Input "Введите имя: ", name Input "Введите возраст: ", age ' Вывод информации на консоль Print "Вас зовут ", name Print "Вам ", age, " лет."
Дата последнего изменения: 02.11.2025
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Нажимая «Отправить запрос», вы соглашаетесь с условиями обработки персональных данных.
Вы будете получать только актуальную информацию по обновлению безопасности
Подписываясь на уведомления, вы соглашаетесь с условиями обработки персональных данных.
На ваш почтовый адрес отправлено письмо с подтверждением подписки.